Стоматология для самых маленьких

Любовь Федоровна Ковалёва,
стоматолог детский,
врач высшей категории

Чтобы улыбка всегда была доброй и лучезарной, необходимо следить за состоянием зубов. Здоровые зубы – это не просто подарок неба. Это итог ежедневного правильного ухода за полостью рта, профилактических посещений стоматолога, разумного самоограничения в сладком. Следить за здоровьем необходимо с раннего возраста. Ведь самое дорогое, что есть у родителей – это здоровье их ребёнка.

Детская стоматология – важнейшая составляющая всего раздела медицины стоматологии. Поскольку именно в этом возрасте проще всего определить все возможные аномалии развития зубов и своевременно предпринять необходимые меры.

Главной задачей педиатрии вообще и детской стоматологии в частности является создание условий для гармоничного роста и развития организма ребенка, своевременного формирования и достижения функциональной зрелости всех систем его организма. Поэтому объектом особой заботыдетского стоматолога становятся дети в возрасте от 0до 3 лет, здоровые или имеющие следующую патологию: пороки и аномалии развития твердых тканей зубов и других органов полости рта, факторы риска их возникновения, а также инфекционные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Беречь зубы смолоду…

«Заложение» зубов в младенческом периоде могут нарушить более 400 агентов, при этом, чем раньше они начинают действовать, тем больше и степень выраженности дефектов. Нарушение зависит не от вида повреждающего фактора, а от интенсивности и длительности его воздействия.

Один и тот же повреждающий фактор, действуя на разных стадиях развития зубочелюстной системы, может способствовать возникновению пороков развивающихся зубов: нарушению их структуры, снижению «способности к противостоянию» тканей зубов к кариесу, замедлению и даже приостановке развития зачатков зубов, что проявляется нарушением сроков прорезывания зубов в сочетании с аномалиями прикуса. Период обызвествления более чувствителен к неблагоприятному воздействию, чем другие этапы формирования зуба.

Основная причина возникновения пороков связана с гипоксией (понижением содержания кислорода в тканях) в организме матери и ребенка, появляющейся в результате многих патологических процессов. Не меньшее значение для формирования зубов имеют роды и постнатальное развитие ребенка. К примеру, у недоношенных детей степень минерализации эмали существенно ниже, чем у доношенных. Аналогичная ситуация и у детей, родившихся незрелыми. Даже у доношенных детей обнаруживается скрытая или явная кислородная недостаточность. При удовлетворительном общем состоянии, в организме ребенка развиваются компенсаторно-приспособительные реакции. Срывы адаптации, то есть наибольшая степень риска, возможны в критические периоды жизни ребенка (поступление в детские дошкольные учреждения, школу), неблагоприятные условия внешней среды (содержание F и Са в воде и продуктах питания). Заболевания, перенесенные ребенком в раннемвозрасте, способны нарушить эмбриогенез (заложение и развитие) постоянных зубов.

Все о формировании прикуса

Образ жизни ребенка в неонатальном периоде влияет также на формирование функций зубочелюстной системы и прикуса ребенка. Например, если ребенок находится на искусственном вскармливании, то риск развития у него зубочелюстной аномалии возрастает в два раза, по сравнению с детьми, которых кормили грудью до 6 месяцев. Отсюда правило: кормите ребёнка грудью – это принесёт пользу вам обоим. Если малыш спит и лежит не на твердой поверхности, а с подушкой в изголовье, то у негонарушается формирование шейного изгиба позвоночника и меняется направление роста челюсти. Так, высокое изголовье способствует смещению нижней челюсти вперед и вниз, (что может привести к формированию мезиального открытого прикуса), низкое изголовье – смещению нижней челюсти назад и вниз (создает условия для развития дистального открытого прикуса).

На первом году жизни ребенка функция сосания является основным способом приема пищи, от ее активности зависит рост нижней челюсти и ее выдвижение вперед.Начиная с 6 месяцев (с момента появления зубов), она постепенно вытесняется функцией жевания, а в случае сохранения своей активности после первого года жизни ребенка, является главной причиной развития аномалий прикуса. Появлению и закреплению вредных привычек сосания (губ, щек, языка, пальцев, других постороннихпредметов) способствует неправильное использование пустышки (как средство успокоения или для засыпания). У детей, чья сосательная активность не удовлетворяется за время кормления, пустышка выполняет физиологическую роль в течении 15-20 минут, т. е. на время, необходимое для прохождения сигнала о насыщении от желудка к мозгу. В этом случае она способствует медленному угасанию сосательного рефлекса.

Как правильно чистить зубы

Гигиена полости рта – одно из самых простых мероприятий профилактики стоматологических заболеваний. Качество ухода за полостью рта существенно влияет на интенсивность заболеваний зубов и окружающих тканей. Отсутствие регулярного ухода за зубами у детей в период прорезывания зубов и формирования жевательного аппарата приводит к накоплению микробного налета, который мешает процессу созревания эмали. В местах скопления зубного налета возникает кариес и воспаление десны.

Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с трехлетнего возраста. Прежде всего, ребенка надо научить чистить зубы одной щеткой, смоченной водой, без пасты, а особенно приучить его к тщательному полосканию рта. При этом необходимо показать, как держать зубную щетку, как двигать ею по отношению к зубам и затем – как полоскать рот. Очень важно уже с раннего детства привить ребенку чувство необходимости ежедневной чистки зубов, приучить к полосканию полости рта после каждого приема пищи. Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятийследует признать чистку зубов утром и вечером после приема пищи с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное действие пищевых остатков и микробов сохраняется.

Движение щеткой при чистке зубов производят обычно по оси зуба, захватывая часть десны и производя одновременно массаж мягких тканей. Для того чтобы хорошо очистить зубы, необходимо около 300 парных (вниз – вверх) движений зубной щеткой. Чистят последовательно все поверхности зубных рядов: губные, язычные, жевательные. Зубная щетка должна проникать в межзубные промежутки, между буграми зубов, то есть в места наибольшего скопления налета и задержки пищевых остатков. Вся процедура должна занимать не менее 3-5 минут. При соблюдении этих условий степень очистки от налета будет достаточно хорошей.

Зубная щетка является основным предметом гигиены полости рта. Без нее нельзя очистить зубы от налета и остатков пищи. Детям необходимо пользоваться маленькой зубной щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта, последовательно очищая зубы со всех сторон. Длина ее головки не должна превышать 20-25 мм, а ширина 8-10 мм. Щетина детской зубной щетки не должна быть очень жесткой, так как эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых, а слизистая оболочка десны нежная и легко ранимая. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2-2,5 мм, не более 3 в ряду.

Зубная щётка – предмет индивидуального пользования. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щёткой двум и более лицам, даже близким родственникам.

Три правила для здоровья Ваших зубов

Чтобы сохранить зубы здоровыми, необходимо выполнять три основныхтребования:

1.Соблюдение рационального питания. Следует ограничить употребление сладкого (особенно липких конфет, печенья и др.), заменить их молочными продуктами, фруктами, овощами. Не допускать употребление мучных продуктов и сластей в промежутках между основными приемами пищи. Важно помнить во время пребывания в детском саду ребенок получает с питанием дневную порцию сахара и поэтому не следует давать ему сласти дома. Лучше приучить ребенка получать их в так называемый «сладкий день», выбрав для этого субботу или воскресенье, когда у Вас есть возможность контроля ребенка. После употребления сладкого следует обязательно прополоскать рот водой, категорически исключить приемсладкого перед сном.

2.Гигиена полоти рта ребёнка. Необходимо приучать ребенка чистить зубы и полоскать рот. Очищение языка должно стать частью схемы гигиенических мероприятий. Ответственность за проведение гигиенических мероприятий исостояние полости рта детей до 2-х лет лежит на родителях. Поскольку у маленьких детей только начинается формирование мелкой моторики рук, им особенно трудно научиться правильной технике чистки зубов. Следует отметить, что в зависимости от возраста рука и полость рта ребенка имеют различные размеры, что делает невозможной стандартизацию средств по уходу за полостью рта.

3.Профилактическое посещение стоматолога два раза в год. Врач назначит по показаниям лекарственные препараты внутрь или местно, для нанесения на зубы, с целью профилактики кариеса. Врач стоматолог поможет Вам вовремя предупредить возможные вредные привычки у ребенка (сосание пустышки, пальцев, различных предметов) с целью профилактики деформаций зубочелюстной системы, а в случае необходимости своевременно направит к специалисту для устранения нарушений функций дыхания, глотания и речи.

Уважаемые родители! Следует помнить, что в деле профилактикистоматологических заболеваний очень важна Ваша заинтересованность и инициатива. Врач стоматолог не может эффективно использовать имеющиеся средства профилактики без Вашего активного ежедневного участия.

Справочно-информационная служба: (7:30—20:00) (495) 995-00-33

Диспетчер скорой помощи (круглосуточно): 250-99-00, 250-99-03

Травматологический кабинет (круглосуточно): 251-52-97

Регистратура, взрослое отделение: 995-00-33

Регистратура, детское отделение: 250-02-78

Notice: Undefined index: g-recaptcha-response in /home/v/viatchd5/nanti.ru/public_html/core/cache/includes/elements/modsnippet/8.include.cache.php on line 11

    Ваше мнение